Работа Фрейда «Влечения и их судьбы» представляет собой значимую работу, посвященную постановке и развитию принципиально важных для психоанализа вопросов. Эту работу следует отнести к периоду начала создания представлений об основных положениях психоанализа, которые З. Фрейд только начинает формулировать и механизмы действия которых начинает пытаться объяснить.
Существует две модели влечений Фрейда. Первая модель: сексуальное влечение и влечение самосохранения, и вторая: влечения Я и сексуальные влечения. В данной работе Фрейд описывает первую модель влечений.
Влечение Фрейд рассматривает, как подвижное образование, которое создает все базовые предпосылки для развития психики, влечения как базовые потребности тела и психики, необходимость удовлетворения которых и вызывает процесс движения и развития. Влечение — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
Источником влечения является некоторое телесное возбуждение, то есть оно имеет соматическую природу. Далее, чтобы влечение могло быть удовлетворено, оно разворачивается в психической среде. В этом труде рассматриваются первичные базовые влечения – сексуальное влечение и влечение самосохранения, которое позднее Фрейд изменит на влечение «Я». В своей работе с неврозами Фрейд предполагает, что основная причина невротических расстройств состоит в непосредственном конфликте этих фундаментальных влечений, поскольку они могут быть противоречащими друг другу.
Непросто отличить влечение от других раздражений, которые могут иметь внешние причины или относятся к физиологическим. С физиологическими раздражениями индивид может справиться с помощью различных действий, усилий. Если же это возбуждение от влечения – оно носит более сложный характер постоянной силы в отличие от иных раздражений, непосредственно связанных с физиологией. Такое постоянство напряжения создает ситуацию, предъявляющую к нервной системе более высокие требования, заставляющую отказаться от идеальной цели – устранения всех раздражений и тем самым достижения принципа постоянства. Таким образом Фрейд развивает идею того, что именно влечения являются движущей силой человека и постоянной частью его жизни.
Влечения всегда имеют характеристики, которые также обозначены в данной работе — цель, объект, напряжение и источник. Данные характеристики являются необходимыми для описания влечения.
Цель влечения — удовлетворение, связанное с устранением состояния раздражения, которое сопровождается удовольствием. Цель всегда находится внутри индивида, это внутренний процесс ощущения удовольствия и удовлетворения.
Объект влечения – на кого или на что направлено влечение. Объект помогает достичь цели, как материнская грудь помогает достичь утоления голода у младенца. Объектами влечения могут выступать абсолютно разные вещи или живые существа или образы, части тела. Объект влечения всегда является вторичной фигурой, он не связан напрямую с влечением, поэтому если объект перестает достаточно хорошо и эффективно функционировать ради достижения удовлетворения – он может быть изменен на другой. Таким образом постоянно сменяющиеся объекты влечения всегда сопровождают процесс психического развития.
Напряжение влечения – сила, оказывающая давление на организм изнутри, побуждая к действиям, количественный, экономический фактор, определяющий степень нагрузки и требуемых усилий для достижения удовлетворения влечения.
Источник влечения – соматическая зона, в которой происходит зарождение и формирование влечения. Это некоторая часть тела или несколько частей, которые наиболее заряжены в данный период развития. Источник влечения можно определить только по вторичным процессам, внешним проявлениям.
Частичные влечения.
В процессе психосексуального развития сексуальное влечение размещается в различных объектах, которые сменяют друг друга, при этом влечение исходит из частей тела и не направлены на целостный живой объект – человека. Таким образом понятие частичных влечений, при которых сексуальное влечение направлено на подавление телесного напряжения, имеет место до появления полноценных объектных отношений. Использование частичных влечений и характеризует инфантильную, детскую сексуальность, для которой объект – всего лишь условность, способ удовлетворения, который может быть легко заменен. При этом возможно такое явление, как сплетение влечений, когда на одном объекте может быть завязано несколько влечений, и тогда возникает сильная привязка влечения к объекту, может происходить фиксация, что в дальнейшем будет проявляться в перверсиях во взрослой жизни.
Судьбы влечений
Под судьбой влечений Фрейд понимает процессы трансформации влечения от рождения и на протяжении всей жизни, каким образом развитие влияет на способы удовлетворения влечений.
Судьбы влечения, которые описывает Фрейд – сублимация, вытеснение, обращение в противоположность, обращение против себя. При этом все эти судьбы рассматриваются как защитные механизмы, которые возникают при невозможности удовлетворить влечение напрямую, как есть.
Вытеснение – возникает, когда последствия удовлетворения влечения принесут большее неудовольствие, чем удовольствие от удовлетворения.
Сублимация – процесс, когда влечение, изначально имеющее сексуальную природу, реализуется иным способом, никак не связанным с истинной природой этого влечения. Например в латентном периоде ребенок направляет свои влечения на процесс обучения, социализации и тд.
Рассматривая обращение влечения в противоположность, Фрейд выделяет два различных процесса в этом явлении – поворот влечения от активности к пассивности, и второй процесс – превращение содержания этого влечения в противоположное. Обращение влечения в противоположность касается только целей влечения. Для примера Фрейд приводит противоположные пары: садизм и мазохизм, любовь к подглядыванию и эксгибиционизм. Активная цель сменяется на пассивную цель. Например, в случае мазохизма активная цель мучить превращается в пассивную ее форму – претерпевать мучения. Пример с превращением содержания в противоположное – превращение любви в ненависть.
При обращении влечения против себя происходит смена объекта. Так, если продолжить разговор о мазохизме, то мы можем заметить, что мазохист – это садист, который направил свои действия, свой садизм на самого себя, на свое «Я». Фрейд говорит об этом явлении, что сущность процесса обращения влечения против себя составляет перемена объекта при неизменности цели.
Хотя два этих процесса – обращение против себя и обращение в противоположность могут действовать вместе, они соединяются в своих усилиях. В этом примере «садизм – мазохизм» мы можем обнаружить соотнесенность цели и объекта влечения, увидеть глубокую связь между одним и другим. При смене цели влечения с активной на пассивную мазохист мучается, также и при обращении влечения мучить кого-либо на самого себя – он также страдает.
Динамика влечений
В данной работе рассмотрены следующие пары — садизм / мазохизм и эксгибиционизм / вуайеризм. Первичным Фрейд считает садистическое влечение, направленное на другого. При этом, если данное влечение не может быть реализовано, то влечение направляется на самого себя – в других вариантах это называется ретрофлексией, т.е. я делаю с собой то, что хочу сделать с другим. Также может происходить и дальнейшее развитие этого процесса – нахождение того, кому можно делегировать роль садистическую, а самому оставаться страдающим. Возможен и обратный переход из мазохистической роли в садистическую, таким образом эта пара всегда присутствует внутри человека одновременно, проецируясь частично на другого. И садизм и мазохизм по отдельности не существуют, мы всегда имеем дело с таким превращениями, переходами от активности к пассивности, и к смене цели влечения – от направленности на себя к объекту, и обратно.
Такие же процессы присутствуют и в паре эксгибиционизм / вуайеризм. Это влечения с целью разглядывания и показывания себя. Здесь происходит та же последовательность разворачивания проявлений влечений. Первая фаза – это проявление активности и направленности на другого – разглядывать другой объект. Вторая фаза – мы наблюдаем тот же возврат, обращение влечения на самого себя – разглядывать самого себя, и обращение активности в пассивность – быть разглядываемым.
Амбивалентность: любовь и ненависть
Важная характеристика зрелой психики – способность выдерживать и одновременно перерабатывать амбивалентные переживания. Фрейд говорит о том, что в проявлении любви и ненависти возможны три пары противоположностей: «любить – ненавидеть», «быть любимым и любить самому», а также состояния «любви и ненависти одновременно».
В паре «любить самому» и «быть любимым» происходит смена активности и пассивности влечения. При активном стремлении любить влечение направляется на другого, на объект, который заменяется субъектом при пассивном стремлении быть любимым. Это пассивное стремление Фрейд относит к нарциссизму.
Также Фрейд выделяет еще три полярности:
субъект (Я) — объект (внешний мир);
удовольствие — неудовольствие;
активность — пассивность.
На нарциссической стадии развития удовольствие распознается как продукт «Я», самому себе, а причины неудовольствия приписываются внешней среде.
На стадии объектных отношений полярность «наслаждение — неудовольствие» определяет отношение «Я» к объекту. То есть если обьект приносит удовольствие – то возникает желание слияния «Я» с этим обьектом, если же обьект начинает приносить неудовольствие – возникает стремление увеличить дистанцию, отдалиться, вплоть до агрессии против объекта, желания уничтожить этот объект, если отдаление невозможно.
Мы можем понять, как любовь берет свое начало в аутоэротизме, благодаря способности удовлетворять частичные влечения, источником которых являются органы тела. Изначально любовь нарциссична, затем появляется объект, на который распространяется любовь, выражающаяся через стремление к этому объекту. И когда любовь соединяется с проявлениями более поздних сексуальных влечений, когда завершается синтез влечений, любовь совпадает с сексуальным влечением в полном объеме.
На первом этапе любви доминируют оральные характеристики влечений – стремление поглотить объект. Далее, на анально-садистическом этапе стремление к объекту приобретает агрессивные оттенки, здесь характерно стремление к овладению объектом, а также проявление безразличия к тому, что объект может быть поврежден. И только лишь при установлении генитальной организации любовь становится противоположностью ненависти.