Религия — это тоже психотерапия.

Я обожаю говорить с клиентами о религии. О, да! Это такая захватывающая история, вы даже возможно не подозревали об этом. Иногда мне досадно, что эта тема так редко возникает. Ведь религия и вера данного конкретного человека — это просто бесконечное поле для исследования его психической реальности.

Я совершенно не религиозный человек в общепринятом смысле. Да, меня завлекает индуизм, но я не могу назвать себя приверженцем этой религии. Несмотря на это, я очень интересовалась разными религиозными течениями, читала писания как христианские, так и буддистские, мусульманские, индуистские и прочие, вплоть до Блаватской. И это, знаете ли, очень развивающее чтение, если воспринимать все эти тексты как метафорический философский материал, осмыслять, выбирать — как можно приложить это все к текущей реальности.

Нам не следует забывать, что религия для человека должна быть в первую очередь осознанным выбором и методом достижения духовного роста и психологической зрелости. Однако в реальности часто все происходит совсем не так.

Вот мы имеем некий текст, который считается священным писанием. Любой берите, хоть Библию, хоть что-то другое. По факту, этот текст был написан тысячи лет назад на древнем языке, претерпел множество переводов, получил огромное количество трактовок, изменений, корректировок и дошёл до нас точно не в первозданном виде. Думаю глупо было бы сомневаться, что те священные писания, которые сейчас читают люди — это далеко не прямые слова создателя, как бы мы его ни называли, или даже тех людей, кто создавал эти тексты. При этом все эти тексты наполнены метафорами, образами, скрытыми смыслами, которые кардинально искажаются со временем, в поколениях и переводах. Даже через 100 лет люди могут не понять метафорический смысл текста, а уж через тысячи — и подавно. Однако, мало кто из встречаемых мной людей вообще думает об этом. Давайте будем честными — не до конца зрелая психика будет всячески избегать этого «думания», а будет искать простые инструкции для жизни. Я сейчас говорю о нашем менталитете, в первую очередь. И о психической организации нации в среднем.

Психика, близкая к пограничной, с трудом понимает метафоры и сложные амбивалентные послания, не всегда желает искать скрытые смыслы или адаптировать некие правила к реальности, которая крайне изменилась. Догмы, жесткие каноны — это тот фон, где исчезает неопределенность, где не нужно принимать решения. И тогда религия превращается в то, во что превращается. Есть правила — делай раз, делай два и будет тебе счастье. Почему такие правила? А как они появились? А если у меня по другому? Нет! Это мало кого интересует. Просто делай. Мы всегда так делали, делаем и делать будем.

Плюс ко всему, само по себе понятие бога — это же великолепный проективный чистый лист. Бог максимально неопределён, никто с ним не говорил, никто не знает, как он выглядит, какой у него характер и что он из себя представляет. Религия в чистом ее смысле — это поиск идеального родителя, отца и матери в одном флаконе, и желание удовлетворить все свои детские потребности, от любви и принятия, до снятия тревоги и внесения определенности и ясности в жизнь. И если мы смотрим на бога, как на такой проективный лист — мы можем спроецировать туда только то, что уже есть в нашем опыте. Как в опыте конкретного человека, так и в опыте нации, в ее менталитете и культуре. Можно сколько угодно искать идеальную мать, но если в жизни человек никогда не проживал настоящего принятия и всего прочего, что должна давать идеальная мать, его бог будет мозаикой из черт людей, которых он видел в качестве своих базовых фигур привязанности — матери и отца.

Что я вижу чаще всего? Если поисследовать фигуру бога у среднестатистического человека, и даже у священнослужителей, то мы обнаружим очень интересное такое создание. Наш бог зачастую — грозный, властный, критикующий, осуждающий, стыдящий и виноватящий, требующий покаяния, и заранее считающий нас всех грешниками с самого рождения. Спросить у любого — а где в священных текстах такое вы прочитали? — ответа вы или не услышите, или услышите цитаты, которые следует понимать ну вообще по другому. Однако люди отчаянно пытаются запихать в бога знакомые им фигуры и таки завоевать любовь и принятие привычными способами. У младенца уходит несколько месяцев на то, чтобы научиться отделять себя от своей матери, а у взрослого порой уходит целая жизнь, чтобы научиться отличать свою мать и весь другой мир. В общем, снова здравствуйте, мы вернулись в дом родной. Отношения с богом такие же, как со всеми остальными.

И тогда вуаля — в дело вступают священники. Как истинные психотерапевты, они должны по идее корректировать весь этот поток проекций, и собственной в первую очередь фигурой олицетворять того самого идеального бога-родителя, которого люди так желают. И это бывает! Нет, серьезно, бывает. Иногда. Точнее редко…. когда этот человек вырос в вполне благополучной удовлетворяющей среде. Когда его мать и отец были близки к тому самому идеальному богу, которого все ищут. И тогда контакт с таким человеком будет подобен хорошему психотерапевту. Но повторимся — это редкость и большая удача, найти такого духовника. Абсолютное большинство таким же образом пихают в образ бога своих демонов из детства.

Вспоминая недавний разговор с клиентом…. мы успели поговорить только о двух заповедях, но и это было немало. Заповедь о чревоугодии. Как ее понимает клиент (который в своих трактовках не сильно уходит от среднестатистического православного человека)? «Получать удовольствие от еды — это грех!» Я хватаюсь за голову и думаю, откуда такое в головах? Спрашиваю — а где такое написано? А нигде…. а просто так нам говорят и нам это подходит. А вот прелюбодеяние? Ещё веселее. Нельзя заниматься сексом до венчания, нельзя фантазировать про секс с кем-то кроме супруга. Где написано? Нигде…. но так все говорят. Помогает это жить? Вроде нет. Прибавляет счастья в душе? Тем более нет.

А если иначе? Если не пихать в бога злые родительские фигуры? А исходить из той самой идеальной любящей матери и отца? Тогда заповедь о чревоугодии будет трактоваться например так — твой любящий бог дал тебе такое замечательное тело, оно прекрасно и удивительно, и оно у тебя одно на всю жизнь. И это тело можно разрушить едой, если делать еду главным удовольствием в жизни. Поэтому кроме удовольствия от еды очень важно думать о пользе этой еды для твоего тела. Терапевтично? Без всяких сомнений. С любовью? Да, бесспорно. Много ли православных думает об этом так? Не знаю, но я ни одного не видела пока.

Про прелюбодеяние…. Тут история посложнее. Свадебные ритуалы появились еще в языческие времена, поэтому они не являются продуктом современной религии, а скорее встроены в неё. Необходимость в этих ритуалах была очевидна, как и в «медовом месяце» — установление достоверности происхождения потомства. Сейчас в этом нет никакой необходимости. Кроме того — когда люди женились в те времена? В 12-14 лет. А сейчас? До 30 ждать венчания? Абсурд, не так ли? Однако в заповеди есть много смысла, если понимать ее образно и метафорически. Это о том, что секс не должен быть первоцелью, а должен быть итогом некого сближения и осознанного выбора, итогом пути, который люди проходят предварительно. Они знакомятся, общаются, учатся друг другу доверять, исследуют и пытаются понять, насколько они подходят друг другу. И только потом они переходят к сексу. Заповедь о том, что нельзя делать секс первичной потребностью, которая будет важнее духовной близости. Что секс как механическое удовлетворение, не насыщает, а наоборот может разрушать. И это правда.

Так можно рассмотреть все заповеди и многие другие пункты священных писаний. Увидеть эти тексты в совершенно другом смысле. При этом совершенно не обязательно быть религиозным человеком. Но если вы верующий — можно найти хорошего духовника, который действительно сделает бога любящей фигурой, через себя и свой образ, и эта фигура будет излечивать, как и психотерапия. А можно оставаться с непринимающим, стыдящим и виноватящим богом, который никогда не прибавит духовного благополучия. Это выбирать вам.